Процессом называют последовательность действий в исполнении работ, с помощью которых добиваются результата, ценного для потребителя. В основу каждого процесса входят целенаправленные, взаимодействующие и последовательные шаги руководством компании.
Процессное управление, целенаправленность
Любое действие, шаг ведет к определенному результату, процессное управление направлено именно на то, чтобы все действия заканчивались заранее поставленной целью. Если запущен "Процесс продаж", то, безусловно, его цель - продавать, и при этом выполнять план по определенному ассортименту продукции, за требуемые цены, в указанных объемах и регионах.
Взаимодействие (интерфейс)
С помощью данной категории определяют соответствие результата, который получил участник процесса, критериям потребителя, использующего результат (это может быть и клиент организации, и сотрудник одного из соседних отделов или этого же).
Последовательность (поток)
Очередность действий, которые выполняются по определенным условиям для определения верного направления будущего движения. Если последовательность выстроена логично и правильно, то не приходится осуществлять ненужные операции, таким образом, уменьшаются временные и денежные затраты, и увеличивается качество результата.
Все принимаемые решения и выполняемые действия, направленные на результат, ориентированы на потребителя. Множество процессов взаимодействуют с другими внутри организации, и выход из одного процесса ? это не что иное, как вход в другой более масштабный, приводящие организацию к высшему уровню. И так как ее выходы ориентированы на ?внешних клиентов?, то выходы процессов внутри нее ? ?на внутренних клиентов?. Тщательно продуманное процессное управление, которое дает последовательное выполнение или перевыполнение ожиданий тех и других, приводит компанию к ?всеобщему качеству?.
Процессное управление, четыре ключевые роли:
- Организатор. Дает руководство и гарантию в достаточности ресурсов, чтобы улучшить процесс. Чаще всего находится на высокой позиции в правлении.
- Владелец. Как правило, несет личную ответственность за начало и окончание процесса, но при этом не входит в его пределы.
- Руководитель. Ответственен за каждую составляющую работы внутреннего процесса. Отвечает за эффективность каждого дня, за ним закреплено непосредственное руководство за взаимоотношениями участников и поставщиков, передает владельцу данные, отчеты и новые идеи для дальнейшего улучшения.
- Участник ответственен за выполнение конкретно согласованных стандартов внутренних процессов. Может быть руководителем небольших групп участников с меньшим опытом. Передает руководству данные, отчеты и предложения.
Процессное управление, возможные ошибки:
- Оперативные, административные, функциональные руководители не имеют четкого представления о технологии в оперативном управлении и о своих полномочиях.
- Административное или функциональное начальство игнорирует полномочия оперативного, при этом высшие инстанции оставляют это без внимания.
- Оперативные менеджеры не выдерживают объема, возложенных на них функций.
Все это приводит к возврату стандартной системе управления, когда начальники не выполняют свои должностные инструкции, а лишь присматривают за текущей работой подчиненных без планированного руководства.
В России процессное управление еще только начинает устанавливаться. Управленческий труд, разделенный для эффективной кооперации мало распространен. Но современная конкуренция на рынке заставляет корпорации серьезно задуматься об необходимых изменениях в системе контроля.